Что нужно владельцу бизнеса, чтобы контролировать финансы? Правильно: цифры, которые говорят об устойчивости, результативности и эффективности бизнеса, говорит эксперт.
Что нужно владельцу бизнеса, чтобы контролировать финансы? Правильно: цифры, которые говорят об устойчивости, результативности и эффективности бизнеса.
Причём, интересны они не только в целом, но и в частности по отдельным направлениям, проектам, филиалам и т.д. Сюда же вопрос: а насколько успешно бизнес умеет генерировать «живые деньги»? Ведь зачастую прибыль на бумаге есть, а денег нет. Важно также наблюдать за цифрами и показателями в динамике. Если, например, уменьшилась прибыль, то собственнику важно узнать из-за чего: выручка упала или расходы выросли и если да, то какие именно? А чтобы получить все эти ценные данные, необходим грамотный управленческий учет (УУ). О других видах учета я писала ранее (например, в моей книге «О финансах легко и непринуждённо»).Управленческий учет, как правило, основан на бухгалтерском, но в нём нет правил, закреплённых законодательно. В нем есть правда, только правда и ничего кроме правды. История из практики: собеседовала претендента на роль финансового директора. Спрашиваю: «А что включает в себя управленческий учет?» Отвечает: «Там есть всё - и «белое», и «черное»». Этот ответ неполный. Да, безусловно, в УУ есть всё. Но даже в абсолютно белой компании управленческий учет будет отличаться от бухгалтерского и, тем более, от налогового.
Почему? А потому что цели этих учетов разные. Цель налогового - правильно посчитать налоги (все правила есть в Налоговом Кодексе РФ) и отчитаться перед государством, сдав декларации.
Цель бухгалтерского учета - учитывать всё по правилам, также прописанным государством (ФСБУ), и создавать официальную отчётность для него, а также для всех заинтересованных лиц.А регламентирован ли управленческий учет? Безусловно, да. Только регламент этот создается совместно с собственником. Именно собственник решает, какой вариант по каждому пункту будет лучше выбрать.
Регламент носит название «Учётная политика для целей управленческого учета». Пока разрабатывается регламент, вы отвечаете на вопросы, как и что будет учитываться в вашем учете, как бизнес будет разделён с точки зрения финансов и многое другое. Например, самым первым пунктом будет прописано, в какой валюте будет вестись ваш УУ. И, в отличие от учёта официального, здесь вы не будете ограничены рублями или другой валютой вашей страны.
Да, создание такого регламента - это непростое дело, но иначе структуры не будет. А без структуры вы будете автоматизировать бардак, получая автоматизированный бардак. Без этого программисты будут автоматизировать как знают, как привыкли. И далеко не факт, что их видение совпадёт с вашим. Это во-первых, а во-вторых: откуда вы узнаете, что и как считает программа? За очень большие деньги вы рискуете получить «черный ящик», который что-то, где-то, как-то считает. И никто точно не знает, как.
Надеюсь, что в необходимости создания хорошо продуманной и проработанной учетной политики для целей управленческого учета я вас убедила. Но и это не всё. Очень важно, чтобы и при автоматизации УУ каждый шаг этой автоматизации согласовывался с учётной политикой.
Иначе после месяцев работы и серьезных затраченных средств собственник может получить совершенно не тот продукт, который хотел.
Свежие комментарии