В текущих экономических условиях будущее отрасли жилищного строительства вызывает все больше споров. О состоянии рынка жилой недвижимости в Кемерове, реализованных и планируемых проектах в сфере жилой застройки в ближайшей перспективе редакция «Бизнес.Сибирь» беседовала с генеральным директором группы компаний «Атмосфера» Сергеем Клепиковым.
В текущих экономических условиях будущее отрасли жилищного строительства вызывает все больше споров. О состоянии рынка жилой недвижимости в Кемерове, реализованных и планируемых проектах в сфере жилой застройки в ближайшей перспективе редакция «Бизнес.Сибирь» беседовала с генеральным директором группы компаний «Атмосфера» Сергеем Клепиковым. - Сергей Александрович, группа компаний «Атмосфера» - достаточно молодая для Кузбасса. Но уже сегодня в Едином реестре застройщиков вы отмечены как одна из лучших строительных компаний по качеству вводимого жилья. Какие ключевые проекты вам предстоит реализовать в ближайшее время? - В Едином реестре застройщиков Кузбасса наши жилые комплексы занимают первые места по потребительским характеристикам. Потому что мы не просто строим дома, а создаем комфортную среду для жизни людей. Что это подразумевает? Это продуманный благоустроенный красивый двор. Это красивый холл. Это наличие офисных помещений, чтобы можно было работать рядом с домом и экономить время для семьи. Это круглосуточное видеонаблюдение. Дворы и подъезды находятся под контролем, а значит, можно не волноваться за имущество. Кроме того, огромное внимание мы уделяем качеству работы сервисной компании, которая поддерживает чистоту и работоспособность инженерных систем.
И самое главное - мы развиваем добрососедство. Нам важно, чтобы люди проживали в доброжелательной обстановке. Поэтому наша сервисная компания регулярно проводит различные мероприятия для взрослых и детей: квесты, праздники, конкурсы. Для нас очень важны семейные ценности и благополучие наших жителей. Первый наш проект в городе Кемерово - жилой комплекс «Парковый», 50 000 квадратных метров жилой площади, рассчитан примерно на тысячу жителей. В этом году нам останется только благоустроить прилегающую территорию, что мы делаем во всех наших комплексах, чтобы красиво было не только внутри охраняемого двора, но и вне его. Так, жители всего района могут погулять на наших площадках. В «Парковом» есть футбольная, баскетбольная, волейбольная площадки со специализированными покрытиями, пирс, мостик, летом батут для детей, кафе. Часть из этого уже существует. В текущем году мы окончательно завершим работы по благоустройству. Следующий жилой комплекс «Уютный квартал». Он находится между улицами Терешковой, Тухачевского и проспектом Химиков. Это примерно 200 000 квадратных метров продаваемой жилой площади и 5000-7000 жителей. Это флагманский проект, который прорабатывает московская компания. В нем предусмотрены дома категорий комфорт-плюс и бизнес-класса переменной этажности - от 5 до 32 этажей. Мы планируем создать прогулочную улицу. Ведем переговоры с ресторанами, кафе, магазинами о наполняемости нашего квартала на шесть лет вперед. Чтобы жители понимали, что у них будет доступ к сопутствующей инфраструктуре. Еще один ЖК - «Чемпион Парк» в Рудничном районе - рассчитан на 1000 жителей. «Чемпион Парк» - это дома бизнес-лайт-класса с консьержем, кофе-точкой в доме, комнатами для переговоров, детской комнатой для праздников, с доступом к фитнесу для жителей. Здесь также предусмотрено наличие офисов на территории комплекса. С точки зрения предоставляемых услуг это полноценные премиальные дома. Дальнейшие планы - строительство ЖК бизнес-класса «Новый тренд» на бульваре Строителей. Как мы знаем, наш город осуществляет проект реновации заискитимской части Кемерова, в котором ГК «Атмосфера» также принимает участие. Наш участок застройки расположен между улицами Гагарина и Спортивной, ближе к улице Соборной. Здесь мы планируем построить квартал «Грави shy тация», проектированием занимается московская компания. Проект планируем запустить в этом году. Это будут дома комфорт-плюс и бизнес-класса. ЖК «Гравитация» - это застройка на 150 000 квадратных метров, комплекс рассчитан на 5000 жителей. ЖК «Парковый» - первый введенный комплекс в городе Кемерово: 50 000 кв. м, 1000 жителей. - Для семей, как правило, важно наличие рядом с домом социальной инфраструктуры, детских садов и школ. На что Вы посоветуете обращать внимание при выборе жилья? - Во-первых, обращать внимание на управляющую компанию. Даже самый красивый жилой комплекс со временем придет в негодность, если за ним не ухаживать. Во-вторых, на среду. Возле дома должен быть не только садик и школа, но и коммерция. Где купить продукты? Есть ли пункты выдачи маркетплейсов? У нас, в отличие от других кемеровских застройщиков, предусмотрена большая доля коммерции, особенно офисных помещений. Как правило, доля коммерческих площадей составляет примерно 5%, а то и меньше. Мы поставили задачу увеличить эту долю до 10%. А в некоторых наших жилых комплексах, например «Уютный квартал» - даже более 15%. Это позволяет создать комфортную среду, в которой человек может и жить, и работать. Сокращается время на поездки, а значит мы экономим время для жизни.ЖК «Уютный квартал»: 200 000 кв.м., 5-7 тыс. жителей.
Я считаю, что наша задача как застройщиков в том, чтобы жители Кемерова не покидали город, который я очень люблю, это значит создавать комфортную среду для жителей в виде таких микро shy районов, как жилые комплексы ГК «Атмосфера».
- Каков портрет покупателя жилья в ваших комплексах? - Мое мнение, что адекватные, уважающие друг друга люди должны иметь возможность проживать на одной территории независимо от уровня дохода, социального положения, возраста. К примеру, в ЖХ «Парковый» живу я, живет наш руководитель проекта, наш сметчик и работник сметного отдела. На самом деле очень много сотрудников ГК «Атмосфера» покупают квартиры в наших жилых комплексах. Я считаю это очень важным показателем того, что мы строим правильное жилье.
ЖК «Чемпион Парк», 1000 жителей. - Сергей Александрович, из каких городов ваши покупатели? - В основном это все-таки кемеровчане. Отдельно остановлюсь на молодежи и на миграции. Не секрет, что многие выпускники кузбасских школ стремятся поступить в вузы за пределами региона, а в кемеровские учебные заведения в основном приезжают люди из небольших кузбасских городов. По сути, у нас примерно стабильный уровень населения. Но наша задача как застройщика в том, чтобы люди оставались жить в Кемерову. Я очень люблю наш город, и мне бы хотелось, чтобы он развивался. Для этого мы и создаем свои микрорайоны, благоустраиваем среду и понемногу начинаем работать с молодежью. Так, у нас есть идея поддержки какого-то количества выпускников. Мы разрабатываем программу, которая позволит им возвращаться в Кемерово и работать в компании после того, как они отучатся в столичных вузах. Во-вторых, у нас существует внутреннее обучение. Мы привлекаем людей, специалистов федерального масштаба, чтобы они обучали наших сотрудников, в том числе молодежь, здесь, на местах. И третья важная составляющая - все-таки начинать работать со школьниками, сопровождая их на этапе завершения обучения в школе, получения образования в вузе и дальнейшего трудоустройства в нашей группе компаний. Возможно, даже разработаем какие-то собственные профильные дисциплины, которые можно будет вводить в процесс обучения на пару часов в неделю. Такой процесс «сквозного» наставничества со школьной скамьи. А в итоге - молодежь будет оставаться в нашем городе.
10% доля коммерческих помещений в жилых комплексах ГК «Атмосфера»
- В своих проектах Вы внедряете какие-то инновационные решения? - На мой взгляд, значение этого слова преувеличено. Сегодня инновационные решения - это любые современные решения. Основное, уникальное, что мы сейчас применяем, - это использование искусственного интеллекта при продажах, при контроле видеосъемки. И, пожалуй, самое инновационное - это внедрение системы управления. Мы приглашаем экспертов мирового уровня, которые консультируют нас по вопросам управления компанией, по правильной организационной структуре, бережливому производству и многим другим аспектам. Это долгий путь, сложный, но мы по нему уже год идем. Я считаю, это самое важное для готовности к большим переменам. Организационная структура компании должна быть понятно выстроена, а ее работа систематизирована и отлажена. - Сергей Александрович, поделитесь секретом, как удается продвигать продажи квартир в современных непростых условиях? Возможно, вы используете какие-то уникальные маркетинговые технологии? - Об этом направлении расскажет профессионал своего дела - наш директор по маркетингу Александр Федоров.
- Для увеличения объемов продаж мы используем абсолютно все доступные инструменты маркетинга и каналы продаж. Это наружная реклама, реклама на транспорте и в торговых центрах, работаем со СМИ и блогерами. Мы развиваем свое сообщество и активно ведем собственные социальные сети. Но безусловный драйвер продаж - интернет-маркетинг. Команда ГК «Атмосфера» активно посещает отраслевые форумы и выставки. За последние три года мы посетили все самые крупные мероприятия по рынку недвижимости, которые проходили в России. Это Москва, Екатеринбург, Казань, Красноярск. В свою очередь, топ-менеджеры и маркетологи все чаще отправляются в Urban-туры, когда крупные застройщики других регионов приглашают коллег для обмена опытом. В результате мы имеем возможность развиваться и применять уже зарекомендовавшие себя положительно на практике технологии и решения, перенять успешный опыт. - Сергей Александрович, как Вы оцениваете рынок недвижимости в Кемерове сегодня и что ждет его в ближайшей перспективе, на Ваш взгляд? - Я считаю, что недвижимость в Кемерово точно будет дорожать. Это обусловлено тем, что себестоимость строительства на сегодняшний день превышает 100 000 рублей за квадратный метр. Большинство застройщиков продают квартиры не меньше чем по 120-130 тысяч рублей за «квадрат». Цены останутся такими же, если себестоимость строительства не увеличится. Снизить цену - значит строить себе в убыток. Второй важный фактор - в будущем будет дорожать все, что создается руками. У нас произошел большой перекос в сторону it, виртуальных миров, искусственного интеллекта. Растет дефицит трудовых ресурсов - все меньше людей, которые могут взять камень, кирпич и построить из него дом. Соответственно, их труд также будет дорожать. Кроме того, в Кемерове одни из самых низких цен на недвижимость по сравнению с другими аналогичными городами: Томском, Омском, Барнаулом. И очень важно, что в России сформирована привычка - обладать недвижимостью. Квартиры не являются непозволительной роскошью, как в других странах. Потому, при прочих равных условиях, пока существуют все предпосылки к дальнейшему росту цен на первичную недвижимость. При этом строительная отрасль продолжит развиваться. Это очень большой мультипликатор. Он позволяет развиваться другим отраслям промышленности страны. Да, в последние годы застройщики сильно разрослись. Наблюдался очень большой рост цен на квартиры. Но, как я уже говорил, строить жилье становится все дороже. И сегодня созданная в экономике ситуация преследует своей целью немного охладить рынок и стабилизировать спрос и предложение. Это позволит выйти на определенные объемы и работать планомерно, увеличивая темпы роста постепенно, а не кратно. Постепенно мы к этому придем. Думаю, этот год будет тяжелым для застройщиков. Но потом станет лучше. Сейчас много разговоров о проблемах в строительной отрасли. Однако на октябрь 2024 года процент выполнения плана составлял 94%. То есть мы продали столько, сколько и запланировали. Более того, на сегодняшний день мы являемся лидерами в продажах по количеству квадратных метров в Кемерове, при этом цена у нас выше на 10-15% к среднерыночной в городе. То есть мы продаем дороже и больше. По сути, люди голосуют рублем за среду, которую мы создаем. - Планируете ли выйти на зарубежные рынки строительства? - Миссия нашей компании - повысить качество жизни кемеровчан и создать возможности для реализации их личностного потенциала. То есть мы должны создать среду и должны дать людям возможность реализовываться в наших жилых комплексах: работать, учиться, гулять, отдыхать. Также у нас есть стратегическое видение компании на 10 лет. И мы предполагаем, что будем реализовывать наши проекты как за рубежом, так и в других регионах нашей страны. Но на ближайшие 5 лет мы сосредоточены только на городе Кемерово. Это объясняется очень простой причиной. Мы считаем, что нужно сначала стандартизировать, систематизировать, наладить работу, чтобы мы могли спокойно реализовывать задуманные проекты в Кемерове, и после этого - уже можно масштабироваться. - Сергей Александрович, насколько город Кемерово хорош для жизни и бизнеса? - Я считаю, что Кемерово - самый лучший город для этого. У нас есть прекрасные возможности для бизнеса. Во-первых, у нас невысокая конкуренция практически во всех отраслях. Есть куда развиваться, есть что посмотреть, чему поучиться в других городах и реализовывать в нашем городе. Во-вторых, у нас достаточно конструктивная коммуникация с властями, как на городском, так и региональном уровне. Власти поддерживают развитие предпринимательства и разрабатывают различные инструменты для этого. В-третьих, уровень жизни. На уровень счастья человека влияет не так много факторов: семья, работа, друзья. Это не слишком зависит от места, в котором мы живем. Тем не менее наш город позволяет кемеровчанам больше времени тратить на простые, но важные вещи. У нас очень хорошая транспортная доступность, а потому - большая экономия личного времени. Город начал меняться в лучшую сторону. Есть хорошие парки и стадионы, строятся объекты культуры. Уделяется огромное внимание улучшению экологии. Создаются перспективы для того, чтобы в город приезжали туристы. Мне очень нравится наш город. Я люблю его и планирую жить в нем, улучшать его, развивать. Мы как компания приложим массу усилий, чтобы он стал еще лучше. Я хочу поблагодарить команду за наш общий труд, за стремление к большему результату. Я счастлив, что нам удается создавать комфортную среду, счастлив, когда вижу в наших парках жителей комплексов и микрорайонов совершенно разного возраста. Это придает огромный импульс к движению вперед. Вместе мы точно сделаем город еще лучше!
Свежие комментарии