
Зампред Банка России Алексей Заботкин оценку новому бюджету, курсу рубля и объяснил, почему регулятор не поддается на давление с просьбами о резком снижении ставки.
Банк России дал четкие сигналы рынку: несмотря на снижение ключевой ставки, эра дешевых денег не за горизонтом. В интервью РБК заместитель председателя ЦБ Алексей Заботкин обозначил красные линии денежно-кредитной политики, предупредил о инфляционных рисках от повышения НДС и заявил, что разговоры об устойчивом ослаблении рубля преждевременны.
ЦБ будет сохранять жесткую позицию ровно до тех пор, пока инфляция не закрепится у цели. Регулятор в целом одобряет проект нового трехлетнего бюджета, представленный Минфином. Ключевой плюс, по словам Заботкина, - его сбалансированность.Проект соответствует ожиданиям совета директоров и является «более сдержанным» по влиянию на спрос, чем бюджеты предыдущих лет. Регулятор подчеркивает, что главное для него - предсказуемость бюджетной политики. Сбалансированный бюджет, по словам Заботкина, «гораздо лучше, чем увеличение дефицита». Тренда на ослабление курса рубля нет.
Отвечая на опасения бизнеса и населения по поводу ослабления национальной валюты, зампред ЦБ занял спокойную позицию. По словам Заботкина, курс доллара в диапазоне 80-84 рубля находится «в нижней части» того коридора, где рубль находился последние два года. Зампред четко связал стабильность курса с ценовой стабильностью. Устойчивого ослабления не будет, «если инфляция будет низкой и предсказуемой». Регулятор дал понять, что не намерен поддаваться на давление со стороны тех, кто требует более агрессивного смягчения денежно-кредитной политики. Также Заботкин напомнил, что даже в 2026 году ЦБ закладывает в прогноз среднюю ставку на уровне 12-13%.
Это означает, что ставка останется высокой надолго. На вопрос о вероятности сохранения ставки на текущем уровне до весны, Заботкин ответил, что это «потребует значимого пересмотра прогноза» и не соответствует текущим ожиданиям ЦБ. Зампред признал, что публичные призывы к резкому снижению ставки со стороны власти и бизнеса мешают главному - снижению инфляционных ожиданий населения. Заботкин прокомментировал тот факт, что консенсус-прогнозы перед сентябрьским заседанием вновь не сбылись. В периоды неоднозначной экономической динамики разные показатели дают разнонаправленные сигналы, что сбивает с толку внешних аналитиков. ЦБ здесь более осторожен. Регулятор оценивал летнее замедление инфляции «менее радужно», чем рынок, и учитывал ускорение кредитования. Заботкин отметил, что для ЦБ важнее собственный макропрогноз и данные, а расхождения с консенсусом - это повод «разбираться», а не сомневаться в решениях. На вопрос о своих личных инвестициях Заботкин ответил просто и показательно. Как сотрудник ЦБ, он не может активно играть на бирже, поэтому хранит сбережения в рублевых депозитах. Заботкин также подчеркнул, что курс будет следовать «такой траектории, которая согласуется со снижением инфляции к 4%». Если инфляция будет низкой и предсказуемой, то устойчивого «самоподдерживающегося» ослабления рубля, которого боятся россияне и бизнес, быть не может.
Свежие комментарии