На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Иван Иванов
    вообще то после любой  "оптимизации" число чиновников, как правило, УВЕЛИЧИВАЕТСЯ...В Кузбассе упразд...
  • Валентина Литвяк
    И эту и следующую статью должны почитать компетентные органы и сделать выводы: автор глуп как пробка, или сливает све...Россия и Иран: чт...
  • Александр Любицкий
    иран хотят застарить воеватьВ Сирии взяли шту...

Бизнес - и ничего кроме бизнеса

Никаких сантиментов, просто деловое решение вопроса: покупка всего отечественного становится выгодной. Власти расширяют поддержку компаний, которые закупают российскую продукцию. Эти меры коснулись и туристической отрасли. Так курорты мотивируют к партнерству с российскими производителями, которые тем самым получают стимул к расширению своих мощностей.

Никаких сантиментов, просто деловое решение вопроса: покупка всего отечественного становится выгодной. Власти расширяют поддержку компаний, которые закупают российскую продукцию. Эти меры коснулись и туристической отрасли. Так курорты мотивируют к партнерству с российскими производителями, которые тем самым получают стимул к расширению своих мощностей.

Помощь идет!

Правительство РФ активно внедряет меры, которые бы поддержали экономику в разных сферах, - помощь государства дает возможность предприятиям увеличивать объемы производства и разрабатывать новые технологии, успешно заменяя своей продукцией импортные аналоги. Например, как сообщил на днях глава Минпромторга РФ Антон Алиханов, до конца 2024 года в России заработает механизм кешбэка на покупку отечественного оборудования для предприятий топливно-энергетического комплекса. Государство будет гасить покупателю разницу между стоимостью отечественного оборудования и иностранного аналога. А производитель, получая больше заказов, должен постепенно снижать стоимость своей продукции.

Подобные стимулирующие меры поддержки власти внедряют и в других важных для страны сферах, в том числе в туротрасли. Еще в конце минувшего года правительство расширило программу льготного кредитования курортов, в том числе речь и о развитии инфраструктуры горнолыжных комплексов. Курорты могут получить льготный кредит на закупку канатных дорог и других сложных специфических механизмов. Причем сначала такие меры вводились для крупных курортных комплексов, которые бы давали показатели до 450 тысяч посетителей в год уже через два года после ввода объекта в эксплуатацию. Но сейчас на практике уже и небольшие курорты получают подобную поддержку.

Важная деталь: Минпромторг не может запретить закупщикам приобретать импортную технику, если в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ, нет подобных предложений. Производители, в свою очередь, без внесения своей техники в реестр не могут рассчитывать на меры господдержки. Наконец, покупатели (в данном случае - курорты) не получат поддержку, если покупают импортные варианты при наличии на рынке такой же отечественной продукции. Круг замыкается: как мы видим, все стороны заинтересованы в скорейшем развитии российских производств и в работе на цели импортозамещения.

Второе дыхание для производителей

Власти заинтересованы и в том, чтобы мотивировать и производителей к вложениям в свое производство. Производители делятся практическим опытом получения такой поддержки. Например, отечественный производитель канатных дорог РУСЛЕТ благодаря господдержке уже разрабатывает новые канатные дороги. В частности, уже в 2025 году ожидается ввод в эксплуатацию производства «ТверьКанатДор» (площадка РУСЛЕТ в Тверской области), где будут делать до 15 современных канатных подъемников в год - причем полностью российских, без импортных деталей. На строительство новой производственной площадки РУСЛЕТ - ТверьКанатДор - Минпромторг выделил порядка 4 млрд рублей. Что касается деталей и запчастей, то РУСЛЕТ уже обеспечивает ими курорты, которые смогли вздохнуть спокойно: ведь попытки закупок комплектующих за рубежом оборачивались длительным ожиданием, а накрутка в цене составляет до 800 процентов. Курорты также попали в ситуацию риска и в сфере сервисного обслуживания канатных дорог, стоящих на склонах, ведь европейские бренды, уйдя из РФ, прекратили следить за эксплуатацией своих подъемников. И эту работу тоже берет на себя РУСЛЕТ. В рамках такого взаимодействия с курортами специалисты этой компании еще и решили задачу замены программного обеспечения: импортное ПО на канатной дороге курорта «Роза Хутор» было оперативно заменено на разработанное российское. И другие курорты с воодушевлением реагируют на этот опыт, планируют идти по тому же пути, потому что это обезопасит их от внезапных поломок «мозгов» канатных дорог и вынужденных простоев. Таким образом, меры господдержки помогли команде РУСЛЕТ работать над локализацией продукции и импортозамещением.

Подобный опыт уже есть и у российских производителей ратраков. Например, челябинское конструкторское бюро «Ратрак-Урал» разработало ратрак, который уже вышел в серийное производство. Эта машина может формировать лыжные и горнолыжные трассы, а еще нужна даже на Крайнем Севере - для прокладки дорог. Ранее компания получила на этот проект от Фонда развития промышленности Челябинской области грант в размере 2,6 млн рублей, что помогло реализовать идею.

А холдинг «Синара - Транспортные машины» (СТМ) будет тестировать опытные образцы созданного им ратрака на челябинском горнолыжном курорте «Солнечная долина». Ратрак «Синары» может работать на сложных склонах с уклоном в 45 градусов. Проект реализуется по инициативе Минпромторга РФ, при использовании мер господдержки. «Считаем, что российская снегоуплотнительная техника не только не уступит, но и превзойдет иностранные аналоги», - считает председатель совета директоров горнолыжного курорта Олег Сиротин.

Любопытно, что раньше на российских склонах работали только импортные ратраки. А с 2020 года серийный выпуск ратраков BELARUS МСУ-108 начал Минский тракторный завод. Но теперь Россия составляет высокую конкуренцию. И, похоже, сможет заменить своей продукцией не только европейскую технику, но и технику, которую могли бы поставлять дружественные страны-партнеры. Не только Беларусь, но и тот же Китай, который выражает готовность помочь российскому туризму своей продукцией. Ратраки Китай не делает, а вот канатные дороги производит. Правда, не на экспорт. Но с учетом внезапно освободившейся в России ниши горнолыжной инфраструктуры после 2022 года основная китайская компания-производитель канатных подъемников BMHRI решилась выйти со своим предложением к российским курортам. Пока нет информации о запуске китайских подъемников в горах России. Возможно, они и не появятся. Не только из-за неудобства сотрудничества с КНР с учетом логистики и низких гарантийных сроков механизмов с точки зрения их надежности. Об этом говорилось на главной промышленной выставке страны ИННОПРОМ-2024, где представители туристической сферы даже заявили о необходимости заградительных мер, которые бы защитили рынок от низкокачественной китайской продукции. Но и сбоев в работе финансовых цепочек, задержек или возвратов платежей со стороны КНР. А еще - из-за акцента мер господдержки на закупку именно отечественного.

«Господдержка нам выгодна»

Российским курортам нужна господдержка, это снижает их расходы на развитие. А значит, разворот к отечественным производителям становится выгодным решением. В Минпромторге замечают, что покупку зарубежной продукции для горнолыжного сектора не одобряют и льготы в этих случаях не дают.

С такой ситуацией столкнулся, к примеру, уже упоминаемый нами выше курорт «Солнечная Долина» в Челябинской области. Вот что рассказал нам Олег Сиротин, собственник курорта: «Я получил от Минпромторга от ворот поворот. Мне по закону полагалось освобождение от таможенных платежей при покупке канатной дороги в Китае. У нас работа совместная: опоры российские, часть оборудования - Китай, монтаж и проектирование наше. Таможенная льгота при покупке зарубежного оборудования полагается. Но мне отказали в этой поддержке». Но при этом «Солнечная Долина» получила другую помощь - субсидию по снижению кредитной ставки. «Я взял кредит под свой проект оснащения склонов курорта канатными дорогами, плачу 7,8 процента по кредиту, а обычная ставка сейчас составляет 22 процента. Такая поддержка выгодна», - замечает Олег Сиротин.

По мнению Олега Сиротина, нужно и можно стимулировать курорты покупать именно российские механизмы. «Можно было бы купить российскую канатную дорогу, но коммерческое предложение от российской компании в два раза дороже», - говорит владелец курорта. Чтобы эти проблемы снять, считает эксперт, нужно, во-первых, компенсировать курортам проценты по кредитной ставке, это очень хороший стимул. А во-вторых, им нужна хорошая цена. «Цена не должна быть выше китайской, а должна быть конкурентоспособной. Я беру и взвешиваю предложения. И пока у Китая цена - его серьезное преимущество, они делают цены ниже», - поясняет Олег Сиротин.

Китай демпингует, чтобы завоевать российский рынок, - и может себе это позволить, потому что себестоимость производства китайских механизмов низкая. Ведь у канатных дорог Китая сниженные стандарты по безопасности. Это и влияет на цену. Российские же производители вкладываются в разработки, в новые технологии, а это дорогостоящие работы - отсюда и высокая себестоимость производства, а следовательно, и цена.

В свою очередь, председатель совета директоров всесезонного курорта «Манжерок» на Алтае Иван Морозов замечает важность факта, что идея построения технологического суверенитета распространяется и в туристической отрасли: «Этот процесс имел место и до введения санкций, а после введения ограничений он стал безальтернативным. Появились новые возможности для развития отечественной промышленности, освободились ниши».

«Манжерок», с учетом своих планов по расширению, тоже решает вопросы импортозамещения. «В нынешних условиях мы должны менять ситуацию, заменяя импортное оборудование отечественным, чтобы гарантировать сервисное обслуживание и регулярное обновление. Совместно с Казанским авиационным заводом нам удалось произвести собственную гондолу. Сейчас ведем ее испытания», - приводит пример Иван Морозов. К тому же у курорта есть свой Центр компетенции, его специалисты постоянно мониторят рынок горнолыжного оборудования, выбирая лучшее путем практических испытаний. Например, тут уже взаимодействуют с производителями отечественных ратраков, чтобы помогать производителям улучшать технические показатели производимых машин.

«Мы пошли путем реинжиниринга процессов и максимально локализовали заказ оборудования в России. Конечно, зависимость от импорта в каких-то вещах пока сохраняется. Выйти из нее мы сможем поэтапно, следующим же этапом станет внедрение отечественного оборудования. Такая стратегия должна обеспечить бесшовное развитие российских горнолыжных курортов», - говорит Иван Морозов.

И благодаря господдержке курорты могут следовать такой стратегии. «Мы тоже воспользовались этой помощью, - рассказал нашей редакции Иван Морозов. - В этом зимнем сезоне на нашем курорте Сбера «Манжерок» будет действовать около 50 км трасс и 5 канатных дорог. А к 2026 году мы планируем построить еще две канатные дороги и оборудовать более 30 км трасс - это станет возможным благодаря мерам господдержки. Средства на реализацию этих планов - а это 22,037 млрд рублей - предоставил Сбер на 15 лет под 3% годовых. Столь низкая ставка стала возможной благодаря программе льготного кредитования горнолыжной инфраструктуры, запущенной Министерством экономического развития РФ в поддержку национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

При этом, как замечают наши эксперты, у российских производителей плюсов все же больше. Почему курортам было бы выгоднее покупать отечественное оборудование, а не предлагаемое сейчас дружественными странами (допустим, Китаем)? Олег Сиротин видит ряд конкретных преимуществ: «Российское оборудование покупать сегодня рациональнее, при условии, что оно соответствует всем требованиям. Китайцы еще не имеют в России своей системы сервиса, обслуживания своего оборудования. Это неудобно. А отечественные производители могут сами обслуживать произведенное ими российское оборудование. И даже могут обеспечить сервисное обслуживания и оборудования, произведенного в Китае. Также с Китаем есть проблемы в проводке платежей, в более длинной логистике, хотя это и объективные мировые проблемы, не созданные конкретно Китаем. Но все же этот момент тоже не в пользу Китая».

Чтобы курорты покупали канатные дороги российских производителей, власти должны помочь самим производителям. Снижать ставку по кредитам, субсидировать программы производства. В итоге производители смогут снижать цены, тогда и курортам покупать отечественное оборудование будет выгоднее, оно станет доступнее.

«Разносторонние меры поддержки трансформируются и на федеральном уровне, и на региональном с невиданной ранее скоростью», - резюмирует директор АНО "Центр развития промышленных инноваций" Станислав Твердохлеб. По мнению эксперта, важно также усилить господдержку на научные исследования и конструкторские разработки, на разработку технической документации на новые изделия и их изготовление: «Нострадамусов среди промышленников нет, и запуск новой продукции часто откладывается из-за рисков. НИОКРы и любые инновации в России пока финансируются по остаточному принципу. А эта мера позволяет поднять приоритет разработки внутри самой компании. Компании всегда софинансируют разработку и начинают серьезней вкладываться и в подготовку, и в изготовление, и в реализацию». Как подчеркивает Станислав Твердохлеб, это лучшая для государства инвестиция, потому что «дает гарантированный возврат - в виде налогов, рабочих мест, компетенций, технологий, инвестиций».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх