Выдающиеся российские предприниматели всегда были патриотами. Промышленники в свое время сделали Урал «железным хребтом» Российской империи, сегодня они продолжают держать оборону от санкций и вызовов. Больше 100 лет «Белоярская фабрика асбокартонных изделий» (БФАИ) вкладывается в экономическое развитие государства.
В большом интервью с генеральным директором БФАИ Игорем Лаврентьевым говорим о том, почему для компании важно проявлять гибкость и в целом работать с установкой — Родина только одна.Выдающиеся российские предприниматели всегда были патриотами. Предприимчивые промышленники в свое время сделали Урал «железным хребтом» Российской империи, сегодня они продолжают держать оборону от санкций и вызовов военного времени. Больше 100 лет «Белоярская фабрика асбокартонных изделий» (БФАИ) вкладывается в экономическое развитие государства, отвечает интересам страны, работая на опережение. В большом интервью с генеральным директором БФАИ Игорем Лаврентьевым говорим о том, почему для компании важно проявлять гибкость, давать сегодня рынку то, что ему понадобится завтра, и в целом работать с установкой - Родина только одна. - Игорь Владимирович, «Белоярская фабрика асбокартонных изделий» - российский промышленный долгожитель, работает с 1914 года. Можно было бы сконцентрироваться на достижениях прошлых десятилетий, эксплуатировать опыт и репутацию, но вы пошли иным путем? - Действительно, начало организации предприятия - 1914 год. На реке Пышма купчиха Калашникова открыла первое в Российской империи производство листового изоляционного материала из хризотилового асбеста. В стране - расцвет металлургии, поэтому возникла острая необходимость в изоляции для производства металла. На тот момент науке был известен изоляционный материал из асбеста, который нужно было связать в виде листов. Следующий этап - это переход фабрики в структуру будущего комбината «Ураласбест», где предприятие просуществовало до 90-х годов. Далее оно перешло в частные руки, и вот здесь я делю историю предприятия на два периода: до 2003 года, когда монопроизводство базировалось только на одном виде продукции - асбокартоне начиная с 2003 года, приходит новая команда.
Мы разрабатываем и утверждаем программу развития предприятия на ближайшие 30 лет, в основе которой - уход от сырья в виде асбеста и организация производства на другом сырье. Этим мы расширили область применения продукции и сразу пошли по нескольким направлениям. К 2004 году уже было организовано четыре принципиально новые технологии - производство картона из керамического волокна, производство огнеупорных плит, бумаги, фасонных изделий. Ничего подобного до этого на фабрике реализовано не было. Но одновременно встал вопрос ухода от зависимости от поставок сырья и начала собственного производства керамического волокна. Это непростая технология производства из области металлургии: нужное волокно получается путём расплава определённого сырья. Мы запроектировались, выбрали оборудование и в 2010 году организовали первую линию по производству огнеупорного волокна. Впрочем, мы не остановились и пошли дальше - на этой линии начали производить перспективные виды изоляции - огнеупорные теплоизоляционные одеяла. Вот основные знаковые этапы эволюции производства, я рассказываю о них сходу, без заранее заготовленной справки, потому что они - основа сегодняшней достаточно широкой номенклатуры. - Более того, в России нет ни одного предприятия, которое имеет аналогичный или хотя бы близкий ассортимент изоляции? - Да, и параллельно мы организовали вспомогательные производства жидких мастик, сухих строительных смесей. Начав самостоятельно производить сырье, мы получили главное преимущество - возможность регулировать качество и структуру будущего сырья, поскольку раньше договориться с поставщиками на предмет адаптации сырья под картон, бумагу или плиты было бесполезно. Мы пришли к главному - по рынку распространилось положительное эхо от применения нашей продукции. Широкая номенклатура стала нашим основным конкурентным преимуществом. Действительно, нет ни одного предприятия в России, которое бы имело такой же ассортимент волокнистой огнеупорной промышленной изоляции, как БФАИ. 2018 год - следующий значимый этап. Мы увидели наше узкое место - на одной линии производили и сырье для наших технологий, и одеяло. При этом был набран портфель заказов, требовался больший тоннаж, больше ассортимента. Мы спроектировали 2-ю линию по производству волокна и запустили ее в 2021-м году. Она была реализована с учётом эксплуатации первой линии, учитывала все особенности технологии. Сегодня на двух линиях ежегодно мы параллельно проводим много экспериментов, выводим на рынок дополнительные новые свойства продукции. Так мы получили биорастворимое волокно, из которого также можем делать изделия в виде плиты, картона, бумаги и так далее. - За 100 с лишним лет предприятие ни разу не перепрофилировалось? - Напротив, каждой модернизацией мы стремимся уловить тренды, наладить обратную связь с рынком. Например, мы видим, что есть потребность в какой-то продукции, которую теоретически мы можем выпускать, организовать такое производство. Делаем технико-экономическое обоснование нового проекта, анализируем рынок, изучаем технологии, оборудование, то есть каждый год у нас появляется новая номенклатура. Больше скажу, с вводом санкций для БФАИ настало время возможностей. Помню, наши совещания в период начала СВО так и назывались «Советы по стратегическому развитию и приоритетным направлениям», и я видел в глазах коллег панику. По происшествии двух лет все наши службы почувствовали это время возможностей, осознали необходимость занять освободившиеся ниши, в которых десятилетиями сидели западные компании. Это не минутная работа, но спустя два года могу сказать, что мы идем правильным путём, начались поставки на знаковые федеральные объекты, к которым еще недавно нас и близко не подпускали, мы набираем обороты и имеем полное понимание, куда двигаться дальше и как быть максимально полезными Родине. - Часть вашей номенклатуры востребована на передовой? - Наша продукция всегда поставлялась на предприятия оборонно-промышленного комплекса. С 2022 года мы входим в перечень предприятий ОПК. Понятно, что мы напрямую не делаем танки, самолёты, но без наших изделий не поедет ни один танк, не полетит ни один самолёт. Повторю, у нас есть изделия, которые мы производим единственными в России. - А кто непосредственный потребитель продукции БФАИ? - Все отрасли промышленности - от машиностроения до нефтегазовой отрасли. Все, что мы производим, кроме непосредственно асбокартона, выпускается под торговой маркой AVANTEX. Торговая марка существует с 2003 года, не так давно мы провели ребрендинг: логотип теперь представляет собой крылья, каждое перо - отдельное направление отечественной промышленности. Автопром - наглядный пример использования наших изделий в автомобилях отечественной сборки. Это итог большой работы, мы полностью готовы закрыть всю потребность российских производителей в замене определенных импортных комплектующих. Есть узел в системе выхлопа газов, где необходима изоляция, раньше ее привозили из Америки или Европы. Будучи в Тольятти, я еще 20 лет назад предлагал внедрить наши разработки, но в отечественное тогда не сильно верили. Сегодня качество наших изделий получило признание - по итогам прошлого года мы заняли первое место среди поставщиков комплектующих. Другой удачно реализованный проект - применение нашей изоляции в лифтах. В настоящее время практически все производители лифтов заменили импортную изоляцию на наши материалы и продолжают это делать. Работа была непростой, тем не менее, мы расширили спектр применения своей продукции. Большой прорыв для нас в этом году - использование нашей продукции в качестве пассивной огнезащиты, которая традиционно состояла из трех типов материалов: защита в виде красок, лаков, штукатурок и прочих напылений. Мы предложили рынку плитные материалы и закрыли дополнительные задачи по импортозамещению. Это эффективный и перспективный материал, я вижу большую область его применения в будущем. - Участники рынка действительно оставляют положительные отзывы, отмечая, что в одном материале продукции AVANTEX могут сочетаться сразу несколько свойств и характеристик. - Совершенно верно, одно только предприятие БФАИ готово предложить рынку широкую линейку продукции. Как это выглядит: у партнера стоит задача решить определенную проблематику, мы выезжаем к нему с аудитом, делаем расчеты и предлагаем, каким образом готовы решить поставленную задачу при наличии любого бюджета. - Существуют какие-либо географические ограничения в вашей в работе? - Нет, наша география - вся Россия, это точно, страны СНГ, которые, кстати, показывают прирост. В силу сегодняшних международных событий - это вся Азия. - Азиатский рынок вы начали осваивать одними из первых, еще в 50-е годы поставляя на экспорт в Китай асбокартон. Какие еще направления прорабатываете? - Мы активно вовлечены в экспортную деятельность. В целом до 2020 года экспорт занимал в общем объёме выручки компании 27%. Да, большая доля приходилась на Европу, динамика роста была ежегодной, практически все европейские страны закрывали свои потребности нашей продукцией. Находясь на европейском рынке, нам удалось потеснить европейские материалы. Мы и сегодня наверстываем темпы, открыли филиалы в Дубае, в Казахстане. Достаточно серьезный объем заказов поступает от Турции, она тоже включена в схему продвижения компании на зарубежных рынках. - Как вы оцениваете текущую конкурентную среду на рынке асбокартонных, керамических изделий? - Конкуренция есть, но мы чувствуем себя очень уверенно. За этой уверенностью стоят наши возможности спокойно закрывать потребность любого предприятия, учитывая цену, надёжность, стабильность, качество, объем поставок. - А кто те «сэнсэи», «мозговой центр» предприятия, которому удается решать все задачи на стыке науки и производства? - Это очень важный вопрос. Наш «мозговой центр» состоит из вовлеченных ключевых специалистов. Мы, безусловно, имеем собственные компетенции, но понимаем, что не можем знать всё. Несколько лет назад мы стали более тесно общаться с наукой, но для максимально качественной обратной связи нужно быть в науке. И у нас образовался удачный симбиоз с одним из ведущих университетов России, который готовит технологов как раз по нашей тематике - это Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, единственный вуз, взращивающий специалистов для нашей отрасли, с мощной кафедрой со столетней историей. С вузом у нас давно налажено взаимодействие по ряду спецзаказов. Итог: я лично вместе с тремя заместителями в 2022 году поступил в аспирантуру. У каждого своя тематика, которую мы реализуем или будем реализовывать у себя на предприятии. Я, например, выхожу на защиту кандидатской диссертации по большому и серьезному проекту - организация производства флафф-целлюлозы. Это для нас принципиально новый рынок потребления, никак не связанный с тем, где мы присутствуем. Флафф-целлюлоза является сырьем для гигиенических изделий, абсорбирует в себя достаточно большое количество влаги, удерживает её. Я в течение двух лет изучаю свойства материала и уже смог получить его на своем оборудовании. Отмечу, этот материал сегодня очень востребован отечественной промышленностью. У нас никогда не было своей флафф-целлюлозы, ее привозили в Россию из США. В 2022 году американцы в результате санкций отрезали поставки, решив оставить гигиену без сырья. Мы на тот момент уже взаимодействовали с наукой, понимали, что можем производить материал. Когда появился запрос со стороны государства, мы оперативно провели совместную опытную выработку и практически с первого раза получили материал, который по характеристикам превосходит импортный аналог. Этот проект, как и рынок, для нас новые, но мы видим эффект и будем продолжать работу, в том числе с научными организациями. - «Белоярская фабрика асбокартонных изделий» градообразующее предприятие Белоярского городского округа, но вы стремитесь оставаться комфортообразующим предприятием. Что это значит? - Поясню, я уверен, что бизнесу недостаточно развивать только предприятие. Очень важно и ценно развивать территорию, где предприятие находится, потому что на территории живут и наши сотрудники в том числе. Чтобы им было комфортно, нужно поддерживать и детские сады, и школы, и вузы.
Мы плотно работаем с местной администрацией, стараемся быть в курсе того, что происходит, привлекать различные программы на территорию. Этим я занимаюсь по линии партийной работы как секретарь Белоярского местного отделения партии «Единая Россия». Результаты есть: в этом году мы уже запроектировали парк и Площадь труда напротив предприятия. Это будет большая благоустроенная территория, место проведения праздников. К нашим подшефным школам и другим структурам сегодня добавились бойцы СВО и их семьи. Большая, одинаковая по значимости часть нашей работы - ежемесячно анализировать, что территории нужно, какие потребности мы способны удовлетворить и делать это. - Бизнесу сейчас сложно что-либо планировать вдолгую. Интересен опыт БФАИ относительно планирования в условиях неопределенности, прогнозирования объемов производства? - В основе нашего планирования лежат потребности рынка, возможности нашего оборудования, технологий и их связь с новыми трендами. Делать прогнозы сегодня сложно, это правда: не успев в декабре согласовать планы, мы ежемесячно их корректируем по факту. Планируемся в среднем на квартал. Конечно, есть системообразующие отрасли, такие как автопром, где все четко. Допустимы небольшие расхождения, но в остальном все, что прописано в документах, должно быть выполнено с обеих сторон. А есть зеркальные истории. Я скажу так - не было ещё ни одного года, чтобы росло всё. Поэтому основная формула нашего успеха - чем больше мы расширяем области применения продукции, тем меньше рисков, тем более уверенно себя ощущаем. И стремимся быть нужными стране в нужное время.
Свежие комментарии