Индустрия фуд-деливери в России не собирается притормаживать: в 2024-ом россияне потратили почти 650 млрд рублей на заказы еды — это на треть больше, чем в предыдущем году. А продажи суши и роллов в стране выросли на 3%, говорится в новом отчете BusinesStat. С 2020 по 2024 годы этот рынок увеличился на 82%.
Мы расспросили о трендах бьющей рекорды отрасли исключительного человека — бывшего курьера пиццы, а сейчас владельца сети доставок с полуторамиллиардным оборотом Wasabist Кирилла Мартынова.Индустрия фуд-деливери в России, похоже, не собирается притормаживать: по данным аналитиков РБК, в 2024-ом россияне потратили почти 650 млрд. рублей на заказы еды - это на треть больше, чем в предыдущем году. А продажи суши и роллов в стране выросли на 3%, говорится в новом отчете BusinesStat. Эксперты сообщают, что с 2020 по 2024 годы этот рынок увеличился на 82%. Мы расспросили о трендах бьющей рекорды отрасли исключительного человека - бывшего курьера пиццы, а сейчас владельца сети доставок с полуторамиллиардным оборотом Wasabist Кирилла Мартынова.
Кирилл, когда-то Вы доставляли пиццу своими руками, а сегодня чистая прибыль Вашей компании перевалила за 120 миллионов рублей в год. Как удалось достигнуть этого поразительного результата?
- С самого детства я мечтал стать предпринимателем, потому что эта профессия позволяет увидеть весь мир. Пробовал себя в разных сферах - ремонте, страховании и даже продаже сим-карт. Где-то получалось преуспеть, но, как оказалось, все вело меня на кухню. Возникла сложная жизненная ситуация, и я устроился курьером по доставке пиццы, увидел потенциал этого рынка, затем освоил профессию сушиста и окончательно определился с направлением.
В 2015 году я запустил Wasabi Take Away с начальным капиталом всего в 130 тысяч рублей, открыв первый филиал в Крымске (Краснодарский край).Сегодня моя сеть заведений формата "с собой" и доставки на дом насчитывает 40 филиалов в 33 городах и 10 регионах России и более 200 сотрудников. Оборот превышает 1,5 млрд рублей, а чистая прибыль - 120 млн. рублей в год. Выйдя на этот уровень, мы провели ребрендинг, и с 2025 года работаем под вывеской Wasabist. Сейчас наша цель - увеличить число филиалов до 100 за три года и запустить заведения на рынках США и Испании, где мы полностью готовы конкурировать за счет высокого качества своей продукции.
Вы зарабатываете гораздо больше конкурентов, и секрет кроется в Вашей уникальной разработке - маркетинговой стратегии, основанной на редко применяемых сегодня традиционных способах рекламы. В чем ее суть?
- Мы изобрели, протестировали и руководствуемся подходом к продвижению, кардинально отличающимся от тех методов, которые используются сегодня в нашей отрасли. Пока весь рынок делает ставку на цифровую рекламу, мы инвестируем в массовое распространение печатных буклетов - выпускаем от 1,5 до 2 млн. экземпляров ежемесячно. Это дорого: дизайн, сама печать, логистика, контроль распространителей, но эффект компенсирует все расходы. Конкуренты боятся потерь, экономят, а мы выигрываем на «страхе» и «жадности», занимая лидерские позиции в городах присутствия.
Но это лишь часть успеха бизнес-модели. Мы удерживаем низкие цены при стабильно высоком качестве, обеспечивая сотрудников достойными зарплатами. Это снижает текучесть кадров, свойственную предприятиям нашей сферы, и повышает уровень сервиса. Кроме того, наше меню обновляется каждые полгода - я лично отвечаю за это уже 10 лет. Сначала полагался на интуицию, а теперь и на обширный опыт.
Вы упомянули высокие зарплаты сотрудников. И это не единственный способ мотивации их на отличную работу - еще в Вашей компании есть профессиональные конкурсы, в которых Вы лично выступаете в качестве члена жюри. Как Вы считаете, что еще позволило Вам создать эффективную команду?
- Я всегда забочусь о том, чтобы люди в моей компании не только зарабатывали, но и развивались, широко мыслили. Прекрасная мотивация для сотрудников - это профессиональные конкурсы. В их рамках я лично ставлю перед всем коллективом амбициозную цель, например, обеспечить наше присутствие в каждом городе Краснодарского края. Большая цель делится на задачи, и те, кто наиболее успешно с ними справляются, получают повышение в должности. Оценку производит жюри, я обязательно участвую в его работе.
Возможности для построения карьеры у нас очень хорошие - большинство сотрудников, которые сейчас занимают руководящие позиции, рука об руку со мной начинали с самого малого, с кухни или раздачи буклетов. Сегодня они изменили свои жизни, путешествуют по миру, приобретают хорошие машины и дома. Такая система работы с персоналом эффективна: благодаря ей мы смогли создать сильную команду, которая верит в наши цели, и с которой мы успешно работаем в 10 регионах России.
Вы заботитесь не только о собственных сотрудниках, но и об обществе в целом. В частности активно занимаетесь благотворительностью в сфере спорта. Почему Вы выбрали именно это направление?
- Я и многие члены моей команды, партнеры по бизнесу - спортсмены и поклонники спорта. Мы понимаем, как важно поддерживать молодые таланты и создавать возможности для их роста. К сожалению, не каждый может позволить себе качественные тренировки, поездки на соревнования или даже базовое оснащение. И это одна из причин, почему я активно занимаюсь благотворительными проектами и построил современный спортивный клуб, где одаренные спортсмены могут заниматься бесплатно. Это позволяет раскрыться тем, кто не имеет возможности платить за дорогие залы.
Моя компания также финансирует поездки спортивных команд нашего города и края на соревнования разного уровня, первенства страны по армрестлингу, боксу, волейболу. Моя цель - создать равные условия для всех, кто стремится к победам, вне зависимости от материального положения. Кроме того, я оказываю адресную помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Важно, чтобы каждый, кто попадает в трудные условия, знал, что поддержка - есть, существует шанс изменить свою жизнь. В ближайшем будущем планирую открыть в Краснодаре академию шахмат, где будем развивать интеллектуальные таланты детей и подростков. Это еще один шаг в моем стремлении поддерживать и создавать возможности для улучшения жизни молодежи.
Вы являетесь победителем престижных международных премий Best Business Awards и National Business Award. Как Вам удалось добиться такого признания среди профессионалов индустрии?
- Это большая честь для меня, что авторитетные эксперты в сфере бизнеса из разных стран оценили мои достижения. При этом, когда я подавал заявки на премии, то максимально подробно старался раскрыть весь свой опыт, показывая не только сегодняшний успех, но и весь путь, который я прошел.
Например, вызовом для нас стала пандемия. Сложности с ковидными ограничениями сначала вызвали беспокойство, но мы быстро адаптировались и открыли 8 новых филиалов в 2020 году. А в 2022 году, после введения санкций, пришлось буквально бороться за выживание, но мы нашли отличных партнеров-поставщиков, и открыли еще несколько филиалов. И в итоге эти ситуации только укрепили наши позиции.
Также важным фактором успеха я считаю то, что всегда уделял самое пристальное внимание качеству и вкусу нашей продукции. Именно это позволяет нам не только привлекать новых клиентов, но и удерживать старых. Для меня большая радость, что люди по-настоящему любят нашу еду и готовы заказывать снова и снова.
Как успешный предприниматель в сфере общественного питания, что Вы можете посоветовать тем, кто только хочет открыть бизнес в этой сфере? Как Вам кажется, какие перспективы развития у данной индустрии?
- Суши и пицца - абсолютные лидеры в сфере фуд-деливери. Это направление уже давно находится в топе, но, на мой взгляд, в обозримом будущем никакие другие доставляемые блюда не смогут вытеснить их с пьедестала.
Однако, есть и прочие перспективные тенденции. Грузинская кухня становится все более популярной. Ключевыми факторами высокой прибыльности заведения с такой специализацией являются хорошая локация, запоминающееся название и, конечно, качественная работа команды, особенно шеф-повара. Грузинская кухня - одна из лучших в мире, и если все сделано правильно, успех гарантирован в любом городе нашей страны.
Стоит сказать и про пабы - в английском, ирландском, бельгийском стилях. Это направление набирает популярность в ресторанной сфере, особенно в крупных городах, где разнообразие концепций и идей - по-настоящему огромно.
В целом отрасль переживает бурный рост, и она открывает новые возможности для тех, кто готов подходить к делу с креативом и трудолюбием. Идеи и концепции множатся, поэтому главное - вовремя подхватить нужную волну и развиваться.
Свежие комментарии