Для оценки эффективности работы персонала в управленческой отчетности используют ROL (Return on Labor). Причем есть 2 способа расчета.
Для оценки эффективности работы персонала в управленческой отчетности используют ROL (Return on Labor). Причем есть 2 способа расчета. Первый - это соотношение чистой прибыли компании (за период) к суммарным расходам на персонал.
Обратите внимание, что при расчете учитываются действительно все расходы: зарплата с обязательными отчислениями, компенсации за проезд, проживание, лечение, питание, обучение и т. д. Вторая формула - соотношение чистой прибыли за период к среднесписочной численности персонала за этот же период. При этом это реальная управленческая среднесписочная численность сотрудников. В этот момент мне часто начинают задавать вопрос: а какой показатель считается оптимальным? На этот вопрос ответа нет, т.к. показатель очень сильно зависит от отрасли. Понятно, что в оптовой торговле основные расходы -покупная стоимость товара, а в IT доля наибольшая доля расходов именно на персонал.1. ROL = Чистая прибыль/Суммарный расход на персонал 2. ROL = Чистая прибыль / Численность персонала
Эти формулы нужны для проведения горизонтального анализа. Для сравнения нескольких периодов работы компании между собой. Понятно, что возможно резкое снижение чистой прибыли из-за внешних факторов, но в при обычной деятельности можно сделать следующие выводы. Если ROL падает по первой формуле, то это может быть связано как с понижением эффективности сотрудников, так и с повышением зарплат, вносов, обязательных обучений.
Если падает ROL по второй формуле, то это может говорить о раздувании штата. Исключение - создание нового завода (филиала, направления), когда люди уже набраны, но прибыль еще не зарабатывается. ROL является одним из сигнальных показателей бизнеса. Если он падает, то надо разбираться в причинах. Производительность труда может снижаться по ряду причин: - неэффективно выстроенные бизнес-процессы - недостаточная автоматизация, много ручной, неэффективной работы - неправильно выстроенная система мотивации. - ошибки в подборе: человек просто не на своём месте. Список понятных причин можно продолжить. Но есть и менее очевидный фактор, который редко обсуждается в контексте эффективности труда: личностные особенности сотрудников. Люди работают по-разному не потому, что кто-то старается, а кто-то нет. У каждого - свой способ взаимодействия с миром, свои механизмы самозащиты, своя внутренняя мотивация. И если не учитывать это в управлении, можно бесконечно менять процессы и мотивацию - результата не будет. Психолог Даниил Хломов ввёл понятие «динамическая концепция личности» - они описывают типичные способы реагирования человека на рабочие задачи, стресс, неопределённость. Михаил Рыбаков и Ольга Пайвина в книге «Развитие живой компании» объясняют, почему эти характеристики - ключ к пониманию производительности команды. Вот три наиболее частых типа в компаниях: Шизоид. Умный, но в себе. Чаще всего - гениальные аналитики, айтишники, методологи. Им хорошо в себе, с собой. Им нужно уединение, они плохо работают в open space, часто не смотрят в глаза и не участвуют в командных обсуждениях. Но если создать для них тихую среду и давать четкие задачи на глубокое погружение - они творят чудеса. Если вы будете дергать шизоида, отрывать от той задачи, в которую он погрузился и давать новую, то результата не будет. Невротик. Для него не важно, что делать, важно «с кем». Такой человек -душа компании, он очень важен для коллектива. У него всегда внутреннее беспокойство, стремление соответствовать ожиданиям. Такие сотрудники дисциплинированы, пунктуальны, но склонны к выгоранию. Им важно получать признание, чёткую обратную связь, чувствовать стабильность. Нарцисс. Ищет признания, часто берёт на себя амбициозные задачи. Если удачно встроить его в проект с высокой степенью видимости, он может «зажечь» и повести за собой других. Но у нарцисса есть и другая особенность: он очень легко «впадает в ничтожество», если его заслуги обесценить. При недооценке или отсутствии внимания нарцисс теряет мотивацию. Важно давать ему пространство для демонстрации результатов, но при этом деликатно ограничивать в «самоуправстве». Понятно, что 100% шизоиды, невротики или нарциссы встречаются крайне редко. Обычно в человеке можно увидеть все три динамические характеристики. Человеческий фактор - самый сложный в управлении, но именно он чаще всего становится скрытой причиной падения производительности. Понимание динамических характеристик личности - не психология ради психологии, а прагматичный управленческий инструмент. Он помогает не только снизить потери, но и раскрыть потенциал команды. А значит - поднять ROL и вернуть бизнесу его самую главную ценность: людей, работа которых действительно приносит результат.
Свежие комментарии